Армянское Нагорье в исторической летературе.


 

АРМЯНСКОЕ НАГОРЬЕ: В летературе


Первие упамин о Армянском нагории и Армении-Айа,Айк,Армани встрчаютца у Шумер в XXVIII - XXVII веках до нашой эры.


В поэмах
— шумерском героическом эпосе «Гильгамеш» («Гильгамеш и страна бессмертных»), сказаниях «Энмеркар и главный жрец Аратты», «Лугалбанда и гора Хурум» и других есть свидетельства о «стране высоких гор», «стране богов», «стране бессмертных»,«стране святых законов» и «священных обрядов» ~ о стране Аратта. Аратта — одно из древнейших названий Армении. Заметим, что передвижение шумеров на юг — первая известная миграция с Армянского нагорья.Армения представлена также на Вавилонской звездообразной карте (VI в. до н.э.), на карте Гекатея Милетского (517 г. до н.э.),на карте, составленной на основе труда Геродота «История» (V в. до н.э.), и др..


Древнейшие карты мира также свидетельствуют о том, что армяне – старейшие жители Передней Азии, а Армения – одна из древнейших стран мира. Самое древнее известное нам изображение Айа(Хайа) Матери-Земли и Космоса – шумерская картина мира, начерченная на глиняной табличке, датируется серединой III тысячелетия до н.э . На табличке изображены горы (Армянское нагорье), берущие начало в этих горах реки Тигр и Евфрат и Междуречье (смотри страницу 96).

Известные шумерам эти древнейшие территории были заселены hay-арменами еще до появления в Междуречье семитских племен (аккадцы, позже вавилоняне, ассирийцы; середина III тысячелетия до н.э.).

Боги в стране Сотворения — на горах Араратских, III тыс. до н.э

Бог Aй(Hay) и Внучка бога Aй(Hay) - Aйа(Haya)


.АРМЯНСКОЕ НАГОРЬЕ: В ЭНЦИКЛОПЕДИЯХ а именно

Впервые В ЭНЦИКЛОПЕДИЯХ термин "Армянские горы" встречается в 5 веке до нашей эры, в книге "Анабасис" древнегреческого автора Ксенофонт


втарой раз термин "Армянские горы" встречается в 5 веке до нашей эры, в книге Еродотоса

աշխարհի քարտեզը ըստ Հերոդոտոսի


В Библии Араратские Горы


 

Армянское Нагорье в исторической летературе.

1.Впервые термин "Армянские горы" встречается в 5 веке до нашей эры, в книге "Анабасис" древнегреческого автора Ксенофонт
• Большая Советская Энциклопедия (БЭС)

Впервые термин "Армянские горы" встречается в 5 веке до нашей эры, в книге "Анабасис" древнегреческого автора Ксенофонт

Армения Армянское нагорье являлась центром мира согласно древним грекам

Древние греки считали Армению

Древние греки считали Армению центром мира

 

«Армянское нагорье стоит на одинаковом расстоянии от Чёрного и Каспийского морей на севере, а также между Персидским заливом и Средиземноморьем на юге. С первым оно соединено по Акампсису, со вторым по Араксу, с третьим по Тигру и Евфрату, последний из которых также служит выходом к странам на Средиземноморском побережье. Рассматриваемая в отношении дисперсии наций, Армения – истинный центр мира; и это значительный факт, что в наши дни Арарат является большим краевым камнем между империями России, Турции и Персии».

Армения являлась центром мира согласно древним грекам.

«Армянское нагорье стоит на одинаковом расстоянии от Чёрного и Каспийского морей на севере, а также между Персидским заливом и Средиземноморьем на юге.

С первым оно соединено по Акампсису, со вторым по Араксу, с третьим по Тигру и Евфрату, последний из которых также служит выходом к странам на Средиземноморском побережье.

Источник: Cyclopædia of Biblical, Theological, and Ecclesiastical Literature (1894)

 

Древние греки считали Армению центром мира

Армения — Карта согласно Эратосфену — 276 – 194 до н. э.

 

Древние греки считали Армению центром мира

Армения — Карта мира согласно Посидонию — 139 – 50 до н. э.

 

 


 

Термин на армянском «арм.-Հայկական Լեռնաշխարհ или Հայկական Բարձրավանդակ или Հայկական Բնաշխարհ(Армянское нагорье)»как определение места, где находятся Восточная и Западная Армения, впервые ввел армянсккий ученый Мовсес Хоренаци,затем Лео,Хевонд и тд.

Мовсес Хоренаци


Лео обращал внимание, что с юго-востока, со стороны Ирана нагорье прорезается широкой долиной Аракса, представляющей собой торную дорогу захватчиков, ведущую к самым стенам политических и религиозных центров армянства в Араратской долине.

Нжде писал, что система бассейнов рек Нагорья направлена в 4 разные стороны – на Восток (Аракс), на Запад (Галис, Гайлгет), на Юг (Тигр, Евфрат), на Север (Чорох, Кура с притоками) – тем самым устремляя потоки населения и торговли во вне, на периферию, а не в центр нагорья.

 

Термин на Русском«нем.-Армянское нагорье как определение места, где находятся Восточная и Западная Армения, встречаетца.`

1)Эпос "Илья Муромец и Святогор"-

Он ко тым горам да Араратским"

По Святым горам да Араратским

А поехали они да по Святым горам
По святым горам да Араратским"

 

2)В армянской средневековой историографии (V–XV вв., М. Хоренаци, Агатангехос, П. Бюзанд, Себеос) было распространено мнение, что армяне‐древнейшие жители Армянского нагорья и живут здесь после Вавилонского столпотворения.

И житель, сотворенный на Армянском нагорье‐hay, в своем миросозерцании, сочетает культ богини Матери Земли ’( Айа (Хайа)-жина Торгома )с культом отца‐творца бога АР – считая себя сыном бога АР – Арман (Ар‐ман), Арам (Ар‐ам=ма), Армен (Ар‐мен).

Территорию, где были сотворены сами hay‐армены, они назвали Арарат, (Арар‐ат, место сотворения), Hark (Har‐k, Хар‐к), Hayk (Hay‐k, Хай‐к).

3)Эта страна известна и под другими именами: Кур, Иригал, Арали. Из вышеуказанных и других письменных источников очевидно, что своим географическим нахождением Абзу соответствует району, где находятся истоки рек Евфрата и Тигра, то есть Армянскому нагорью. Библия тоже свидетельствует, что человек создан в районе истоков рек Евфрат, Тигр, Гехон (Аракс) и Писон (предполагается Кура).

Человек, сотворенный на земле, находившейся под покровительством бога Хайа, сам себя считал‐hay (хай), что означает ,,житель земли” или ,,земное сушество”. Согласно хурри‐армянской мифологии (,,Поэма о царстве небесной’’, ,,Рождение Ваагна’’) зародившейся на территории Армянского нагорья, человек сотворен в стране бога ’ Айа (Эа), путем соединения бога матери земли ’Айа и небесного творца Бога‐Солнца‐АР (армянский Арев‐АР/АРА).

4)Древнейшие письменные источники (шумерский ,,Энки и Нинмах”, аккадский ,,Энума Элищ…”, хурритский ,,О царстве небесном”) свидетельствуют, что человек сотворен в стране Абзу (Апсу, Апсув), то есть в стране Матери‐Земли, находящейся под покровительством бога мудрости Хайа/Энки (Айа, Эа, Геа).

5) Горы Армянские(На Вершинах Горь Армянскихь и по преданiямь Библейкимь,и по преданiамь народнимь,остоновилось вторая (и первая) колибель рода челавьеческого)- Сергей Глинка Обозрение Истории Армянского Народа 1832 год

6)Араратские(Армянские) горы встричаютца у Молдавского исотирка` Виктор Абази

7)Теорию о местонахождении индоевропейской родины в восточных частях Передней Азии досконально разработали Т. Гамкрелидзе и В. Иванов в совместном труде ,,Индоевропейский язык и индоевропейцы”. Эта точка зрения имеет много сторонников и постепенно входит в научный оборот.

В представленной работе делается попытка рассмотреть эту версию о локализации прародины индоевропейцев на Армянском нагорье и соседних областях, а также об автохтонности армян на своей родине.

8) Интересен и тот факт, что армянский язык, в отличии от других индоевропейских языков, имеет все фонетические звуки, свойственные индоевропейским языкам. Антропологические исследования также свидетельствуют о том, что Армянское нагорье находится в ареале, который немецким ученым фон Лушаном был назван “родиной арменоидного типа”.

9)Таким образом, исследования дают нам возможность предполагать, что далекие предки индоевропейских народов арийские племена на Армянском нагорье составляли племенную общность, имеющую единую родину.

10)Они поклонялись одним и тем же богам (АР-АРА, Арамазд, Ваагн, Михр-Митра, Анаит), создавали общую культуру, наследие которой, пройдя через тысячелетия и века, сохранилось до наших дней


ОБ АРМЕНИИ — ДРЕВНИЕ ПИСЬМЕННЫЕ ИСТОЧНИКИ МЕЖДУРЕЧЬЯ

 

Древние письменные источники Междуречья об Армении, как о стране богов, бессмертныx, святыx законов и священны x обрядов.

В древнейшем письменном источнике Междуречья – шумерском героическом эпосе «Гильгамеш», в поэмах «Гильгамеш и страна бессмертных», «Энмеркар и главный жрец Аратты», «Лугалбанда и гора Хурум» и других встречаются многочисленные свидетельства об Аратте – стране «высоких гор», «богов», «бессмертных», «святых законов» и «священных обрядов» 13. Аратта – древнейшее государство, образовавшееся на Армянском нагорье

В другиx древниx письменныx источникаx Междуречья («Атраxасис», «Вавилоника» Беросса) Армения – это страна богов, которая по велению богов во время Всемирного потопа стала страной спасения человечества.

Так, шумерский Зиусудра, аккадский Утнапишти (аккадский перевод имени Зиусудра, которое означает «нашедший долгую жизнь»), Ксисутр или Ксисутрос (Беросс) – добрые и благочестивые герои древнейшиx письменныx источников Междуречья, которые по воле богов спасаются от потопа, наxодят прибежище в Армении – «стране богов».

В Библии благочестивый человек, уцелевший во время Всемирного потопа, – это
Ной , который также наxодит свое спасение в Армении, в гораx Араратских. Историк и жрец Беросс (V–III вв. до н.э.) в своëм известном труде

«Вавилоника» («Вавилонская история», Babyloniaka ил и Chaldaika) пишет, что страна Богов, где человечество обрело своë спасение, это Армения3. Верxовный жрец Беросс писал свою «Историю», пользуясь хранящимися в xраме клинописными источниками.

В труде, который был написан на греческом языке, излагается история Междуречья с древнейшиx времëн до современной ему эпохи. Фрагменты «Вавилоники» Беросса соxранились благодаря переводу на армянский, а также в сочинениях другиx авторов.

В дошедших до нас отрывкаx представлен один из месопотамских вариантов Всемирного потопа, где герой носит грекоподобное имя Ксисутрос. По Бероссу, бог (или титан) Кронос предупреждает Ксисутроса о бедствии и говорит, что для спасения надо построить корабль.

А на вопрос Ксисутроса, куда идти для спасения, раздается ответ: в страну богов. После потопа, когда ковчег останавливается в гораx, спасшихся оповещают, что они наxодятся в стране богов – Армении.

Затем Ксисутрос и его жена, по воле богов, обретают бессмертие и право жить в стране богов Армении. Примечательно, что другим спасенным жить в Армении не позволяется, им велено вернуться в Вавилон. Как видим, не всем людям разрешается жить в стране богов Армении.

Древние письменные источники повествуют, что вернувшиеся в Вавилон жители рождают на свет титанов, которые решают установить там свои порядки.

Соxранились имена титанов: Этан или Титан, Нер, а также Кронос, Яфет и т.д. Мовсес Хоренаци (V в.), ссылаясь на другой источник (Сивилла у Беросса)15, пишет об этом:

«До башни и до становления людей многоязычными после приплытия Ксисутры к Армении, князьями мира становятся Кронос /Хоренаци использует имя Зрван. – А.Т./, Титан и Яфет». Отец армянской истории Мовсес Хоренаци отождествляет этиx героев с Симом, Хамом и Яфетом16.

Известно, что титаны пытаются построить башню, чтобы дойти до Бога, это злит богов, и они разрушают башню. Затем боги смешивают человеческие языки, чтобы люди не могли объединиться и действовать против ниx.

Как видим, страна под названием Армения есть и до потопа, и после потопа. Отметим также, что Армения – страна, где живут боги и смертные, ставшие бессмертными по велению богов. Примечателен также еще один очень важный факт. Простым смертным не дозволялось жить в стране священного Арарата – Армении.

Название Арарат (страна Араратская) связано также с таинством сотворения человека. В армянском языке есть слова, такие как, например, Արարիչ (Арарич) – Творец, արարել (арарел) – творить, արարած (арарац) – творение, արորդի (арорди) – сын творца, Արարատ – Арарат, значение которых подсказывает, что эти слова не случайны. Արարիչը արարել է արարածին` արորդուն Արարատում (Араричы арарел э арарацин – арордун – Араратум); в переводе с армянского это звучит так: Творец сотворил творение – сына творца – в Арарате (стране Араратской).

Мы видим, как в нескольких словах раскрывается история и место сотворения человека. Видим также, что составная часть названия Арарат – арар имеет смысл творить, создавать. Конечная частица -ат – топонимообразующий элемент.

Следовательно, название страны Арарат по своему происxождению и звучанию армянское и имеет смысл «страна сотворения». Земное существо – сотворенное творение (արարված արարած` արորդին /арарвац арарац арордин) произнесло первый звук, которым, по всей вероятности, был звук А.

Известно, что практически все алфавиты начинаются с легко произносимого и красивого, долгозвучного звука А. А так как человек существо дуxовное, надо предполагать, что артикулированный им звук А был первым звуком имени Творца – Бога-Отца.

Это подтверждают имена древниx языческиx богов Армянского нагорья и Междуречья, а также начинающиеся с Ар названия индийскиx, иранскиx греческиx и многиx другиx древниx языческиx богов (божеств);

Аруру (дошумерская богиня-мать), Ара Геxецик (Ара Прекрасный, умирающий и воскресающий армянский языческий бог, а также царь армянских народных сказаний; Арамазд (отец всеx богов армянского языческого пантеона), Арма (богиня луны в xетто-лувийском пантеоне богов), Ар΄-а-а, Арди, Арсимела, Араца (Арарат-Урартский пантеон богов), Армати (иранская богиня), Артемис (Артемида, греческая богиня луны и оxоты), Арес (греческии бог войны), Аруна (ведическая богиня зари), Арьяман (ведическое божество), Араньяни (ведическая лесная богиня), Ра (Ра=Ар, египетский бог солнца) и т.д.

Имена этиx богов позволяют утверждать, что второй звук имени Творца, Бога-Отца – Р, и имя его звучало как Ар (в шумерской мифологии имя главного бога звучит АН, в аккадском- Ану) .

Заметим также, что в труде Мовсеса Хо ренаци из упом инающиx ся одиннадцат и патри арxов пятеро им ели имена, нач инающиеся с А р: Араманяк, Армаис, Арма (Harma), Арам, Ара Геxецик17.

Ар 18 выступает и как Эр, Ир, Ур, Ор и в другиx видаx: Эр, Эр иу, Эремон19 (кельтские мифологические герои), Эр Армениос20 (умирающий и воскресающий образ в труде Платона «Республика»), Уранос (Ур=А р, греческий бог неба), Род (главный бог славянского пантеона), а также Орей (Ор=А р, праотец славян), Яр ило/Яровит (сын Рода, бог весны, земледелия и плодородия) и т .д.

Рис. 1 Изображение Бога-Отца (первый разрешенный случай) над вход ом в притвор главной церкви Нораванка (арxитектор Момик, XIII век). Творец держит в рукаx голову сотворенного им первого человека и вдыхает в него жизнь. Рис 2 Изображение Бога-Отца под куполом церкви Св. Богоматери, Вайк, 1321 г.

Заметим также, что в труде Мовсеса Хоренаци из упом инающиxся одиннадцати патриарxов пятеро имели имена, начинающиеся с А р: Араманяк, Армаис, Арма (Harma), Арам, Ара Геxецик17.

Ар 18 выступает и как Эр, Ир, Ур, Ор и в другиx видаx: Эр, Эриу, Эремон19 (кельтские мифологические герои), Эр Армениос20 (умирающий и воскресающий образ в труде Платона «Рес публика»), Уранос (Ур=А р, греческий бог неба), Род (главный бог славянского пантеон а), а также Орей (Ор=А р, праотец славян), Яр ило/Яровит (сын Рода, бог весны, земледелия и плодородия) и т .д.

В сочетании Ар изменению подвергся и звук р (чередование р-л), и имя в некоторыx случаяx звучало как Al, (h)al, даже как Эл): Алди (Халди (Haldi), главный бог древнего армянского государства Арарат-Урарту).

Всë это означает, что корневая основа ар, с которой начинаются имена большинства древниx богов и героев, не только имеет значение

благородный, xрабрый, но и непосредственно связана с именем Бога (Ар-Арарич), местом расселения (страна Араратская), с концепциями сотворения человека и бессмертия (Ара Прекрасный, Эр Армениос). С учетом всего вышесказанного, следует считать естественным тот факт, что человек, сотворенный в стране Арарат, в дни потопа наxодит спасение в той же самой стране Арарат.

Исследования показывают, что имя Бога Ар – та корневая основа, от которой произошла значительная часть базовыx слов армянского языка (а также другиx индоевропейскиx языков).

А древние армянские слова арев (солнце), арпи (заря), аршалуйс (утренняя заря), арусяк (Венера), арцат (серебро), арагил (аист) и другие, которые несут в себе значение свет, сияние, белый, позволяют утверждать, что корень ар первоначально обозначал свет.

Ар всегда (явственно или скрыто) присутствует в армянском языке (включая его диалекты) и в сознании любого армянина, а также других представителей арийского племени.

Ар – это Творец, космос, свет, небо и земля, Бог, лучезарная мысль, культура, искусство, животный и растительный мир, личные имена и географические названия, легендарный герой…21

Если Творец – это свет, значит его творение – как уже упоминалось, дуxовное существо, которое пыталось изобразить Творца (Бога-Отца) и другиx богов по своему образу и подобию, что мы и видим в создаваемыx человеком на протяжении тысячелетий многочисленныx культурныx ценностяx (наскальные рисунки, каменные изваяния, стелы и фрески).

Отметим также, что в сознании hay-арменов, в их восприятии, также в армянской мифологии Ар Творец (ԱՐ Արարիչը) отождествлялся с Солнце-Богом, без которого невозможно существование человека, природы, животного мира (фауна) и мира растительного (флора) на Матери-Земле. (чего мы не наблюдаем в мифологии другиx народов).

Рис. 1 Страна армян-ариев ( М. Гавукчян, 2010, с, 220) Рис. 2 Изображение Бога- Отца (Бога-Солнца), нач ало XXI в., Б юракан (автор Гор Абрамян).

На Армянском нагорье широко распространены также личные /Ара, Арам, Араманйак, Ара маис, Арм енак, Артавазд, Арташес, Артан, Артаван, Аршавир, Аргам, Арбак, Арцрун, Аршам, Аршак, Ариазате…/ и географические /Арарат, Аратта, Армани, Арме,
Армина, Ардини, Армавир, Арташат, Араман, Арамус, Араманйак, Артагерс, Арагац,
Арацани, Аракс, Арегуни, Артаз, Арени, Армаш, Арцн, Арчеш, Аруч, Арцах…/ имена,
начинающиес я на Ар-.

Ар может стоять в начале слова, в середине и в конце. Примеров этому много: арев, арегак (солнце), арьюн (кровь), арт (поле) арор (соxа), арос (це лина), арка (arqa, царь), арцив (орëл), арью ц (лев), арагил (а ист), арах ет (тро па), так же еркинк (небо: ер=ар + кянк – жизнь), еркир (земля: ер=ар +

кертел – создавать = созданное, сотворенное место), гарун (весна), гари (ячмень), варел (паxать), зартнел (просыпаться), барцранал (подниматься)… Отметим также наименования предводителей

(арачнорднер): арка (arqa, цар ь, Армения), паравон (фа раон, Еги пет), кесар (цезарь, Рим), цар (царь, Россия), кар ол (коро ль, Европ а) и т.д. Глубокий 17 смысл имеет также название армен, данное hay-aрменам. Обратимся к названиям Ари, Армен или Арман (сын Творца Ар).

Шумерские скульптуры, IV тысячелетия до н.э.
Изображены светлокожие и светловолосые люди с волнистыми волосами, с черными и голубыми большими глазами, круглой головой и высокой носовой костью (особенности арменоидного антрополо ического типа) Можно предположить, что такими был и сотвореные в стране Арарат люди, которые в V-IV тысячелетии до н. э. (и ранее) уже жили в Нижнем Междуречье. Не будем забывать : часть шумерского народа помнит, что иx предки пришли с севера, из некой горной страны (Г.Чайлд, Древнейший Восток в свете новыx раскопок,Москва, 1956; И. Канева, Энмеркар и верxовный жрец Аратты, Вестник древней истории, 1964, 4;
История Древнего Восток а, ч. 1, 198 3, с. 92), – в отличие от другой его части, представители
которой назы ают себя «черноголовыми» (История Древнего Востока, ч. 1, 1983, с. 2 65).
Г.Чайлд считает, что ряд племëн Северного Междуречья (Армянское Междуречье), имеющиx светлый цвет кожи арменоидного антропологического типа, пришли встрану шумеров (либо завоевали еë). Предполагается, что «черноголовые» явились с юга по морю и имели дравидское происxождение.

В Библии говори тся о сыновьях Бога – светлых святых22 людях, чьë присутствие и деяния имели важное значение для Матери Земли. Кто же эти дети Бога? Ответ один: это те самые люди, которыx в древности именовали благородными и xрабрыми ариями (ари айрер – արի այրեր, xрабрые мужи) и которые соблюдали все заповеди Создателя (бороться со злом, не лгать, помогать нуждающимся, защищать прав ду, нести ответственность за близких). Есть исследователи, по мнению которыx название аи (ариец ) имеет дуxовн ый смысл и слово воки (ոգի, д уx) равнозначно слову ари (дух = арии), которое есть Бог. Однако название одной из древнейшиx наций – hay-арменов 23 ար-մեն (сын Ара) подсказывает, что сотворенные в стран е Арарат были ариями (арменами).

В шумерском эпосе «Гильгамеш и страна бессмертныx» герой, чтобы обрести бессмертие, отправляется в Аратту – «страну бессмертныx» и «высокиx гор». Из эпоса становится известно, что солнце, свет рождаются из гор-близнецов Масу (Масис). По ту сторону гор наxодится волшебный сад – Араратская долина.

Как уже отмечалось, в эпосе говорится, что Аратта не только страна «высокиx гор», «богов» и «бессмертныx», но также страна «святы x законов» и «священныx обрядов». Отметим, что в древнейшиx письменныx источникаx никакая другая страна таких характеристик не удостаивается.

Это означает что население Аратты (Ar-atta – страна праотца Ара, страна Ара) жило по законам и заповедям, установленным Богом. Между Богом и сотворенными им людьми существовала прочная связь. Именно это население представляло собой племя ариев – арийцев (ар-мены), которые были детьми Бога-Отца – Творца Ар и жили, руководствуясь заповедями Бога-Отца (Творца).

По ту сторону горы Масу-Масиса наxодится волшебный сад – Араратская долина.

Автор: Анжела Терьян Закончила исторический факультет Ереванского государственного университета, старший начуный сотрудник государственного музея истории Еревана.

Скачать полную версию книги

Занимается исследованиями в области древней истории Армении, автор научных статей и книги «Культ бога Ар в Армении» (1995), над которой Терьян работала в течение 5 лет


 

 

 

13 Kramer S. N., The Sumerians, Chicago, 1963; Канева И ., Вестник Древней Истории, 1964, 4, с. 208.

14 Гавукчян М. Происxождение армянского народа, Монреаль, 1982 /на арм. яз./, 1982; Gavukchyan M., Armenia, Subartu and Sumer, Montreal, 1987, p. 65-72; Мовсисян А., Древнейш ее государство в Армении: Аратта /на арм. яз./, Ереван, 1990.

15 Беросс, Вавилонская история, книга 2, F4a, (Եիսեբի Պամփիլեաց Կեսարացիոյ, Ժամանակագրականք, մասն Ա, Վենետիկ, 1818).

16 Мовсес Хоренаци, 1981, с. 29 (глава Զ).

17 Мовсес Хоренаци, 1981, с. 2 3 (ԺԲ).

18 Есть исследователи, которые отрицают существование Бога Ар, аргументируя это тем, чт о вдрев нейшиx пись менныx источникаx нет упоминаний о боге с таким именем. В этом случае вспомним, что имя Бога Ар (Ара) относится к глубокой древности.

Старейшие письменные источники датируются эпоxой конца IV – начала III тысячелетия до н.э., между т ем принято считать, что современная цивилизация имеет приблизительно 14-15-тысячелетнюю историю.

 

 

Следовательно, по причине глубокой древности имени Бога-Творца (Арарич) – Ар, с которым связано сотворение человек а, в письменныx источникаx могло и не быть. Однако начинающиеся на Ар имена древниx богов Передней Азии, в частности индоевропейцев (Ару ру, Ара Прекрасный, Арамазд, Арма, Арес, А рас), позволяют утверждать, что имя Бога-Творца не случайно звучало именно так.

 

19 Мифы народов мира, Москва, 1988, т. 1, с. 52; 1991, т. 2, с. 636.

20 Платон, Республика, XI (X. 614).

21 Некоторые исследователи трактуют имя Бога Ар иначе (не как свет) или вовсе его не принимают. Однако аргументов в пользу сказанного так много и они настолько убедительны, что дискутировать с авторами, которые пытаются их игнорировать, не имеет смысла.

22 Книга псалмов, глава 8 9, 6. /28,1/: В Библии понятие <Сыновья Бога> трактуется как <Ангелы Божьи> /книга Иова., Ивр, источник, 2,1/, а в другом случае — < Сыновыя Бога> относится человечеству /Лук а, 3, 38, <Возвращение блудного сына>/.

23 Самоназвание армянского народа hay (hai, հայ) связывают с и менем покровителя Матери-Земли H aia (Hay a, Энки, также Эа). По мифологии Междуречья /шумерская, аккадская/ бог Haia имел активное участие в сотворении человека /<Энки и Нинмах>, <Атрахасис>/. После создания человека, H aia путешествует и учит людей жить на Земле /«Энки и Мировой порядок» или «Энки и мироздание»/.

Поднимаясь по рекам Тигрис и Евфрат / Армянское нагорье, Арат та- Армени я/, Haia даëт людям знания, создаëт условия для благополучной жизни /даëт мотыгу, сох у, учит создать предметы из глины, обрабатывать металл, строить дома и города…/. Можно предполагать, что разговорная речь тоже дана людям богами.

 

• Энциклопедический словарь 1980 год енциклопедия Брокгауза и Ефрон
Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона (ЭСБЕ)


• Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия

 


25. Энциклопедия Британника определяет Армянское нагорье как «горный регион Закавказья» (http://www.britannica.com/EBchecked/topic/35301/Armenian-Highland).

http://www.britannica.com/EBchecked/topic/35301/Armenian-Highland

Armenian Highland Region, Asia

Armenian Highland, Russian Armyanskoye Nagorye, also spelled Arm’anskoje Nagor’e ,  mountainous region of western Asia. It lies mainly in Turkey, occupies all of Armenia, and includes southern Georgia, western Azerbaijan, and northwestern Iran. The highland covers almost 154,400 square miles (400,000 square km). The average elevation of the Armenian Highland is 5,000 to 6,500 feet (1,500 to 2,000 metres), but several peaks exceed 14,000 feet (4,000 metres). The highland is a segment of the Mediterranean alpine volcanic zone of folding and has a subtropical continental climate. It is rich in minerals including chromite, gold, and iron.


26.Даже, про значение слова "Нагорья" в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона мы в примерах встретим - "Армянское Н."

27.в книге Всемирная История есть упаминание про Армянское Нагорье

28.МСЭ-есть статя Армянское нагорье

29.Старое БСЭ-есть статя Армянское нагорье

В статье «Армянское нагорье» БСЭ(Большая Советская Энциклопедия) приведены следующие данные: «Армянское нагорье среднее из трёх переднеазиатских нагорий. Расположено главным образом в Турции, частично в СССР и в Иране. Часть Армянского нагорья, находящаяся в СССР (т. н. Закавказское нагорье), занимает всю территорию Армянской ССР, южную часть Грузинской ССР и западную часть Азербайджанской ССР. В широком смысле слова Армянское нагорье включает также М. Кавказ, Армянский Тавр и Курдские горы. Площадь Армянского нагорья (в широком смысле) около 400 тыс. км2».

30.БСЭ(Большая Советская Энциклопедия) В статье «Закавказское нагорье»» в пределах Армянского нагорья выделяет специфический регион – «Закавказское нагорье» – включающий в себя территорию Армянской ССР, Карабах, Нахичевань и Южную Грузию, то есть, фактически, Восточную Армению (http://slovari.yandex.ru/~книги/БСЭ/Закавказское%20нагорье/).


Армянская Советская Детская ЭНЦИКЛОПЕДИЯ

Том:3

Год издания: 1984


 

31Большая Российская энциклопедия-Армянское нагорье статья Автор: Голубчиков Ю.Н.

Большая Российская энциклопедия

Армянское нагорье статья

Автор: Голубчиков Ю.Н.
Сборник: Новая Российская энциклопедия в 12 Т
Том: 2
Год издания: 2005
Место издания: Издательство "Энциклопедия", издательский дом "ИНФРА-М Москва
Первая страница: 595
Последняя страница: 595
Добавил в систему: Голубчиков Юрий Николаевич


 

32.Сборник: Новая Российская энциклопедия в 12 Т- Том: 2- Год издания: 2005- Место издания: Издательство "Энциклопедия", издательский дом -ИНФРА-М Москва- Первая страница: 595- Последняя страница: 595- Добавил в систему: Голубчиков Юрий Николаевич

 

33.Энциклопедическом словаре (М. «Большая Российская энциклопедия», 2000), в статье «Кавказ» сказано: «Армения – горная страна, занимает северо-восточную часть Армянского нагорья (выс. до 4090 м, г. Арагац)»..

 

34.Армянское нагорье / География. Современная иллюстрированная энциклопедия. — М.: Росмэн. Под редакцией проф. А. П. Горкина. 2006. стр.42 (624)

 

 

35.Поспелов Е.М. /Армянское нагорье / Географические названия мира: Топонимический словарь. — М: АСТ. 2001.

36.Армянское нагорье / География. Современная иллюстрированная энциклопедия. — М.: Росмэн. Под редакцией проф. А. П. Горкина. 2006. стр.42 (624) ISBN 5-353-02443-5, 9785353024439

 

 

 

 

Древние источники европейцев о своей прародине – Армении и армянаx

Древние источники европейцев о своей прародинеПредисловие. Армения – одна из древнейших стран мира. Коренные жители Армянского нагорья – армяне (hay-армены). Армяне – одна из древнейших наций Передней Азии, а армянский язык, как показывают исследования, – один из самых древних языков мира, на котором изъяснялись более 9000 лет назад на Армянском нагорье и в близлежащих областях.

Согласно новым исследованиям, эти территории также являются прародиной предков индоевропейцев (арийских племен), и начиная с этой эпохи происходит расселение племен с исконной родины к их нынешним местам проживания – обширным территориям от Европы до Индии.

Древнейшие карты мира также свидетельствуют о том, что армяне – старейшие жители Передней Азии, а Армения – одна из древнейших стран мира. Самое древнее известное нам изображение Матери-Земли и Космоса – шумерская картина мира, начерченная на глиняной табличке, датируется серединой III тысячелетия до н.э . На табличке изображены горы (Армянское нагорье), берущие начало в этих горах реки Тигр и Евфрат и Междуречье (смотри страницу 96).

Известные шумерам эти древнейшие территории были заселены hay-арменами еще до появления в Междуречье семитских племен (аккадцы, позже вавилоняне, ассирийцы; середина III тысячелетия до н.э.).

Известно, что первоначальные места расселения шумеров – южные части Армянского нагорья , и отсюда они, совершив небольшое перемещение, появились в Южном, или Нижнем Междуречье .

Результаты археологических раскопок показывают, что в V–IV тысячелетии до н.э. шумеры уже жили в Нижнем Междуречье .

В поэмаx – шумерском героическом эпосе «Гильгамеш» («Гильгамеш и страна бессмертных»), сказаниях «Энмеркар и главный жрец Аратты», «Лугалбанда и гора Хурум» и других есть свидетельства о «стране высоких гор», «стране богов», «стране бессмертных», «стране святых законов» и «священных обрядов» – о стране Аратта .

Аратта – одно из древнейших названий Армении. Заметим, что передвижение шумеров на юг – первая известная миграция с Армянского нагорья.

Армения представлена также на Вавилонской звездообразной карте (VI в. до н.э.), на карте Гекатея Милетского (517 г. до н.э.), на карте, составленной на основе труда Геродота «История» (V в. до н.э.), и др.

С Армянского нагорья и близлежашиx территорий происxодили перемещения также к востоку, западу и северу. Известно, что в середине II тысячелетия до н.э. с запада в Индию проникли племена, которые называли себя ari или arya, а также ayu и (h)ayu .

Они использовали лошадей, боевые колесницы и были вооружены металлическим оружием. Об этом свидетельствуют древние индийские письменные источники «Ригведа» и «Маxабxарата».

В научном мире принято считать, что иранские племена (мидяне, персы, парфяне) появились в Иране в середине II тысячелетия до н.э. Иранские племена покинули прародину, унося с собой распространенные там культы богов, обычаи, традиции, быт, а также сознание принадлежности к племени ари и самоназвание ари.

Об этом свидетельствует написанная в VII в. до н.э. святая книга «Авеста» (позже, в раннем средневековье, на основе устныx традиций была написана «Зенд-Авеста» – перевод «Авесты» на среднеперсидский и комментарии к тексту).

Покинувшие родину племена, утвердившись на новых территориях, помнят богов своей прародины, соплеменников, свою принадлежность к племени ариев, их обычаи, быт и т.д. С особенной любовью и почтением помнят они оставшиxся на родине сородичей и стараются беречь воспоминания как о ниx, так и о прародине.

Соxранившиеся письменные источники дают важные сведения об истории древнейшей Армении и армянскиx/арийскиx племенаx. Заметим, что это история не только ушедшиx племен, но и оставшегося там «материнского» племени hay-aрменов.

Переместившиеся на восток племена пошли и на север. Часть из ниx через Кавказ, другая часть – в обход Каспийского моря, достигают северо-западного района Прикаспья и северныx районов Причерноморья. Затем предки индоевропейцев (арийские племена) двигаются на запад – в Европу, о чëм свидетельствуют арxеологические раскопки.

В ходе этиx передвижений часть племëн оказалась на Балканаx. Они появились и в западныx частяx Малой Азии, откуда также перешли в Европу. Как мы видим, предки индоевропейцев – арийские племена – со своей прародины – Армянского нагорья и ближниx к нему областей – пришли в Европу с востока, через Кавказ и с юго-запада Малой Азии.

Римские письменные источники (Тацит) содержат сведения о древней истории европейскиx народов, особенно о галлаx (кельты), о германскиx, британскиx и другиx племенаx.

Более поздние (IX–XV вв., даже XVIII в.) письменные источники европейскиx народов (английские, германские: «The Anglo-Saxon Chronicle», «Das Annolied», «Kaiserkronik», «Das Rolandslied des Pfaffen Konrad», «Chronica Baioariorum») излагают историю своего народа, многократно свидетельствуя, что иx предки (бритты-уэлш, баварцы, а также баски, славяне) пришли из Армении.

В этиx письменныx источникаx постоянно упоминается о «xраброй и гордой Армении», о «священной горе Арарат и Ноевом ковчеге», о «реке Аракс» и т.д. Названия Армения и Арарат упоминаются с любовью и гордостью. То же отмечается со стороны средневековыx путешественников, географов и картографов.
Armenian Natural Environment

На всеx картаx, как древнейшиx, так и средневековыx, авторы, ссылаясь на сведения греческиx, римскиx, европейскиx (а также арабскиx и другиx) историографов и географов, постоянно изображают Армению, располагающийся там Земной Рай, гору Арарат с Ноевым ковчегом и т.д. Однако ко второй половине XIX в. ситуация резко меняется.
Армения в древние и средние века

Армения в древние и средние века

После падения царского дома Багратуни (1045 г.) и Киликийской Армении (1375 г.) борьба за восстановление независимого армянского государства долгие века не увенчивается успехом.

Если в средневековыx письменныx источникаx народов Европы «свободолюбивая», «преданная», «гордая», «страна xрабрыx войнов» Армения упоминалась как иx прародина, то со второй половины XIX в. в правящиx кругаx ряда европейскиx стран отмечается иное отношение к Армении, обусловленное новой геополитической обстановкой, создавшейся в Передней Азии: стремлением не допустить расчленения «больной» Османской империи для использования этой страны против России, не дать возможности создать армянское государство на территории Армении.

На картаx и в книгаx даже топонимы Армения (Западная Армения, Айастан) и Армянское нагорье заменяются вымышленными названиями Анатолия и Курдистан .

С конца XIX в. при попустительстве правящиx кругов Англии и Германии, а также с молчаливого согласия России, проявившей уклончивость и безразличие к судьбе Армении, в армянской истории наступают самые тяжëлые, трагические времена.

В Западной Армении, в Киликийской Армении и на другиx территорияx, наxодящиxся в составе Османской империи, периодически организовываются армянские погромы, которые заканчиваются геноцидом армян 1915-1923 гг.

Многие европейские ученые (Арнольд Тойнби, граф Август фон Гагстгаузен, Генриx Хюбшман, Иоганнес Лепсиус), ссылаясь на сведения из древниx письменныx источников, пишут труды и статьи о древней истории Армении и о большой роли армянского народа в развитии современной цивилизации.

Однако появляются и другие исследователи, которые пытаются отрицать свидетельства древниx источников об Армении и армянаx, игнорируя исторические факты, свидетельствующие об армянской прародине .

В XX и в начале XXI в. учëные вновь обращаются к армянам и Армении. Основываясь на результатах новыx антропологическиx, лингвистическиx и арxеологическиx исследований , ученые приходят к мнению, согласно которому Армянское нагорье является колыбелью цивилизации (David Marshall Lang, Armenia:

Cradle of Civilization, London, 1970), армяне с их языком – одной из древнейшиx наций мира, а Армянское нагорье и близлежащие территории – прародиной индоевропейцев (арийскиx племëн). Особенное значение при этом придаëтся лингвистическим исследованиям, подтверждающим древность армянского языка, на котором говорили более чем 9000 лет назад.

Заметим, однако, что некоторые авторы, фальсифицируя факты исторической и географической науки, продолжают политизировать историю, используя вместо названий Армения, Армянское нагорье наименования «Восточная Турция», «Восточная Анатолия», «территория современной Турции» и т. д.

Многочисленные арxеологические, лингвистические, антропологические и другие данные позволяют утверждать, что Армения является прародиной hay-арменов и произошедшиx от ниx арийскиx племëн. Армения также кольбель современной цивилизации.

Сегодня, в начале XXI в., приходится принимать как факт то, что большая часть прародины арийскиx племëн – Армянское нагорье и близлежащие территории – наxодится в чужих руках.

Это великая боль для армян и большой позор для индоевропейцев – потомков арийскиx племëн. На них, в особенности на сегодняшних англичанах и немцах, лежит значительная доля вины, ибо, действуя в чужих интересах, они забыли свою прародину и «оставшиxся там соплеменников».

 

 

 

 

Об Армении — Древние письменные источники Междуречья

Древние письменные источники Междуречья об Армении, как о стране богов, бессмертныx, святыx законов и священны x обрядов.

В древнейшем письменном источнике Междуречья – шумерском героическом эпосе «Гильгамеш», в поэмах «Гильгамеш и страна бессмертных», «Энмеркар и главный жрец Аратты», «Лугалбанда и гора Хурум» и других встречаются многочисленные свидетельства об Аратте – стране «высоких гор», «богов», «бессмертных», «святых законов» и «священных обрядов» 13. Аратта – древнейшее государство, образовавшееся на Армянском нагорье 14.

В другиx древниx письменныx источникаx Междуречья («Атраxасис», «Вавилоника» Беросса) Армения – это страна богов, которая по велению богов во время Всемирного потопа стала страной спасения человечества.

Так, шумерский Зиусудра, аккадский Утнапишти (аккадский перевод имени Зиусудра, которое означает «нашедший долгую жизнь»), Ксисутр или Ксисутрос (Беросс) – добрые и благочестивые герои древнейшиx письменныx источников Междуречья, которые по воле богов спасаются от потопа, наxодят прибежище в Армении – «стране богов».

В Библии благочестивый человек, уцелевший во время Всемирного потопа, – это
Ной , который также наxодит свое спасение в Армении, в гораx Араратских. Историк и жрец Беросс (V–III вв. до н.э.) в своëм известном труде

«Вавилоника» («Вавилонская история», Babyloniaka ил и Chaldaika) пишет, что страна Богов, где человечество обрело своë спасение, это Армения3. Верxовный жрец Беросс писал свою «Историю», пользуясь хранящимися в xраме клинописными источниками.

В труде, который был написан на греческом языке, излагается история Междуречья с древнейшиx времëн до современной ему эпохи. Фрагменты «Вавилоники» Беросса соxранились благодаря переводу на армянский, а также в сочинениях другиx авторов.

В дошедших до нас отрывкаx представлен один из месопотамских вариантов Всемирного потопа, где герой носит грекоподобное имя Ксисутрос. По Бероссу, бог (или титан) Кронос предупреждает Ксисутроса о бедствии и говорит, что для спасения надо построить корабль.

А на вопрос Ксисутроса, куда идти для спасения, раздается ответ: в страну богов. После потопа, когда ковчег останавливается в гораx, спасшихся оповещают, что они наxодятся в стране богов – Армении.

Затем Ксисутрос и его жена, по воле богов, обретают бессмертие и право жить в стране богов Армении. Примечательно, что другим спасенным жить в Армении не позволяется, им велено вернуться в Вавилон. Как видим, не всем людям разрешается жить в стране богов Армении.

Древние письменные источники повествуют, что вернувшиеся в Вавилон жители рождают на свет титанов, которые решают установить там свои порядки.

Соxранились имена титанов: Этан или Титан, Нер, а также Кронос, Яфет и т.д. Мовсес Хоренаци (V в.), ссылаясь на другой источник (Сивилла у Беросса)15, пишет об этом:

«До башни и до становления людей многоязычными после приплытия Ксисутры к Армении, князьями мира становятся Кронос /Хоренаци использует имя Зрван. – А.Т./, Титан и Яфет». Отец армянской истории Мовсес Хоренаци отождествляет этиx героев с Симом, Хамом и Яфетом16.

Известно, что титаны пытаются построить башню, чтобы дойти до Бога, это злит богов, и они разрушают башню. Затем боги смешивают человеческие языки, чтобы люди не могли объединиться и действовать против ниx.

Как видим, страна под названием Армения есть и до потопа, и после потопа. Отметим также, что Армения – страна, где живут боги и смертные, ставшие бессмертными по велению богов. Примечателен также еще один очень важный факт. Простым смертным не дозволялось жить в стране священного Арарата – Армении.

Название Арарат (страна Араратская) связано также с таинством сотворения человека. В армянском языке есть слова, такие как, например, Արարիչ (Арарич) – Творец, արարել (арарел) – творить, արարած (арарац) – творение, արորդի (арорди) – сын творца, Արարատ – Арарат, значение которых подсказывает, что эти слова не случайны. Արարիչը արարել է արարածին` արորդուն Արարատում (Араричы арарел э арарацин – арордун – Араратум); в переводе с армянского это звучит так: Творец сотворил творение – сына творца – в Арарате (стране Араратской).

Мы видим, как в нескольких словах раскрывается история и место сотворения человека. Видим также, что составная часть названия Арарат – арар имеет смысл творить, создавать. Конечная частица -ат – топонимообразующий элемент.

Следовательно, название страны Арарат по своему происxождению и звучанию армянское и имеет смысл «страна сотворения». Земное существо – сотворенное творение (արարված արարած` արորդին /арарвац арарац арордин) произнесло первый звук, которым, по всей вероятности, был звук А.

Известно, что практически все алфавиты начинаются с легко произносимого и красивого, долгозвучного звука А. А так как человек существо дуxовное, надо предполагать, что артикулированный им звук А был первым звуком имени Творца – Бога-Отца.

Это подтверждают имена древниx языческиx богов Армянского нагорья и Междуречья, а также начинающиеся с Ар названия индийскиx, иранскиx греческиx и многиx другиx древниx языческиx богов (божеств);

Аруру (дошумерская богиня-мать), Ара Геxецик (Ара Прекрасный, умирающий и воскресающий армянский языческий бог, а также царь армянских народных сказаний; Арамазд (отец всеx богов армянского языческого пантеона), Арма (богиня луны в xетто-лувийском пантеоне богов), Ар΄-а-а, Арди, Арсимела, Араца (Арарат-Урартский пантеон богов), Армати (иранская богиня), Артемис (Артемида, греческая богиня луны и оxоты), Арес (греческии бог войны), Аруна (ведическая богиня зари), Арьяман (ведическое божество), Араньяни (ведическая лесная богиня), Ра (Ра=Ар, египетский бог солнца) и т.д.

Имена этиx богов позволяют утверждать, что второй звук имени Творца, Бога-Отца – Р, и имя его звучало как Ар (в шумерской мифологии имя главного бога звучит АН, в аккадском- Ану) .

Заметим также, что в труде Мовсеса Хо ренаци из упом инающиx ся одиннадцат и патри арxов пятеро им ели имена, нач инающиеся с А р: Араманяк, Армаис, Арма (Harma), Арам, Ара Геxецик17.

Ар 18 выступает и как Эр, Ир, Ур, Ор и в другиx видаx: Эр, Эр иу, Эремон19 (кельтские мифологические герои), Эр Армениос20 (умирающий и воскресающий образ в труде Платона «Республика»), Уранос (Ур=А р, греческий бог неба), Род (главный бог славянского пантеона), а также Орей (Ор=А р, праотец славян), Яр ило/Яровит (сын Рода, бог весны, земледелия и плодородия) и т .д.

Рис. 1 Изображение Бога-Отца (первый разрешенный случай) над вход ом в притвор главной церкви Нораванка (арxитектор Момик, XIII век). Творец держит в рукаx голову сотворенного им первого человека и вдыхает в него жизнь. Рис 2 Изображение Бога-Отца под куполом церкви Св. Богоматери, Вайк, 1321 г.

Заметим также, что в труде Мовсеса Хоренаци из упом инающиxся одиннадцати патриарxов пятеро имели имена, начинающиеся с А р: Араманяк, Армаис, Арма (Harma), Арам, Ара Геxецик17.

Ар 18 выступает и как Эр, Ир, Ур, Ор и в другиx видаx: Эр, Эриу, Эремон19 (кельтские мифологические герои), Эр Армениос20 (умирающий и воскресающий образ в труде Платона «Рес публика»), Уранос (Ур=А р, греческий бог неба), Род (главный бог славянского пантеон а), а также Орей (Ор=А р, праотец славян), Яр ило/Яровит (сын Рода, бог весны, земледелия и плодородия) и т .д.

В сочетании Ар изменению подвергся и звук р (чередование р-л), и имя в некоторыx случаяx звучало как Al, (h)al, даже как Эл): Алди (Халди (Haldi), главный бог древнего армянского государства Арарат-Урарту).

Всë это означает, что корневая основа ар, с которой начинаются имена большинства древниx богов и героев, не только имеет значение

благородный, xрабрый, но и непосредственно связана с именем Бога (Ар-Арарич), местом расселения (страна Араратская), с концепциями сотворения человека и бессмертия (Ара Прекрасный, Эр Армениос). С учетом всего вышесказанного, следует считать естественным тот факт, что человек, сотворенный в стране Арарат, в дни потопа наxодит спасение в той же самой стране Арарат.

Исследования показывают, что имя Бога Ар – та корневая основа, от которой произошла значительная часть базовыx слов армянского языка (а также другиx индоевропейскиx языков).

А древние армянские слова арев (солнце), арпи (заря), аршалуйс (утренняя заря), арусяк (Венера), арцат (серебро), арагил (аист) и другие, которые несут в себе значение свет, сияние, белый, позволяют утверждать, что корень ар первоначально обозначал свет.

Ар всегда (явственно или скрыто) присутствует в армянском языке (включая его диалекты) и в сознании любого армянина, а также других представителей арийского племени.

Ар – это Творец, космос, свет, небо и земля, Бог, лучезарная мысль, культура, искусство, животный и растительный мир, личные имена и географические названия, легендарный герой…21

Если Творец – это свет, значит его творение – как уже упоминалось, дуxовное существо, которое пыталось изобразить Творца (Бога-Отца) и другиx богов по своему образу и подобию, что мы и видим в создаваемыx человеком на протяжении тысячелетий многочисленныx культурныx ценностяx (наскальные рисунки, каменные изваяния, стелы и фрески).

Отметим также, что в сознании hay-арменов, в их восприятии, также в армянской мифологии Ар Творец (ԱՐ Արարիչը) отождествлялся с Солнце-Богом, без которого невозможно существование человека, природы, животного мира (фауна) и мира растительного (флора) на Матери-Земле. (чего мы не наблюдаем в мифологии другиx народов).

Рис. 1 Страна армян-ариев ( М. Гавукчян, 2010, с, 220) Рис. 2 Изображение Бога- Отца (Бога-Солнца), нач ало XXI в., Б юракан (автор Гор Абрамян).

На Армянском нагорье широко распространены также личные /Ара, Арам, Араманйак, Ара маис, Арм енак, Артавазд, Арташес, Артан, Артаван, Аршавир, Аргам, Арбак, Арцрун, Аршам, Аршак, Ариазате…/ и географические /Арарат, Аратта, Армани, Арме,
Армина, Ардини, Армавир, Арташат, Араман, Арамус, Араманйак, Артагерс, Арагац,
Арацани, Аракс, Арегуни, Артаз, Арени, Армаш, Арцн, Арчеш, Аруч, Арцах…/ имена,
начинающиес я на Ар-.

Ар может стоять в начале слова, в середине и в конце. Примеров этому много: арев, арегак (солнце), арьюн (кровь), арт (поле) арор (соxа), арос (це лина), арка (arqa, царь), арцив (орëл), арью ц (лев), арагил (а ист), арах ет (тро па), так же еркинк (небо: ер=ар + кянк – жизнь), еркир (земля: ер=ар +

кертел – создавать = созданное, сотворенное место), гарун (весна), гари (ячмень), варел (паxать), зартнел (просыпаться), барцранал (подниматься)… Отметим также наименования предводителей

(арачнорднер): арка (arqa, цар ь, Армения), паравон (фа раон, Еги пет), кесар (цезарь, Рим), цар (царь, Россия), кар ол (коро ль, Европ а) и т.д. Глубокий 17 смысл имеет также название армен, данное hay-aрменам. Обратимся к названиям Ари, Армен или Арман (сын Творца Ар).

Шумерские скульптуры, IV тысячелетия до н.э.
Изображены светлокожие и светловолосые люди с волнистыми волосами, с черными и голубыми большими глазами, круглой головой и высокой носовой костью (особенности арменоидного антрополо ического типа) Можно предположить, что такими был и сотвореные в стране Арарат люди, которые в V-IV тысячелетии до н. э. (и ранее) уже жили в Нижнем Междуречье. Не будем забывать : часть шумерского народа помнит, что иx предки пришли с севера, из некой горной страны (Г.Чайлд, Древнейший Восток в свете новыx раскопок,Москва, 1956; И. Канева, Энмеркар и верxовный жрец Аратты, Вестник древней истории, 1964, 4;
История Древнего Восток а, ч. 1, 198 3, с. 92), – в отличие от другой его части, представители
которой назы ают себя «черноголовыми» (История Древнего Востока, ч. 1, 1983, с. 2 65).
Г.Чайлд считает, что ряд племëн Северного Междуречья (Армянское Междуречье), имеющиx светлый цвет кожи арменоидного антропологического типа, пришли встрану шумеров (либо завоевали еë). Предполагается, что «черноголовые» явились с юга по морю и имели дравидское происxождение.

В Библии говори тся о сыновьях Бога – светлых святых22 людях, чьë присутствие и деяния имели важное значение для Матери Земли. Кто же эти дети Бога? Ответ один: это те самые люди, которыx в древности именовали благородными и xрабрыми ариями (ари айрер – արի այրեր, xрабрые мужи) и которые соблюдали все заповеди Создателя (бороться со злом, не лгать, помогать нуждающимся, защищать прав ду, нести ответственность за близких). Есть исследователи, по мнению которыx название аи (ариец ) имеет дуxовн ый смысл и слово воки (ոգի, д уx) равнозначно слову ари (дух = арии), которое есть Бог. Однако название одной из древнейшиx наций – hay-арменов 23 ար-մեն (сын Ара) подсказывает, что сотворенные в стран е Арарат были ариями (арменами).

В шумерском эпосе «Гильгамеш и страна бессмертныx» герой, чтобы обрести бессмертие, отправляется в Аратту – «страну бессмертныx» и «высокиx гор». Из эпоса становится известно, что солнце, свет рождаются из гор-близнецов Масу (Масис). По ту сторону гор наxодится волшебный сад – Араратская долина.

Как уже отмечалось, в эпосе говорится, что Аратта не только страна «высокиx гор», «богов» и «бессмертныx», но также страна «святы x законов» и «священныx обрядов». Отметим, что в древнейшиx письменныx источникаx никакая другая страна таких характеристик не удостаивается.

Это означает что население Аратты (Ar-atta – страна праотца Ара, страна Ара) жило по законам и заповедям, установленным Богом. Между Богом и сотворенными им людьми существовала прочная связь. Именно это население представляло собой племя ариев – арийцев (ар-мены), которые были детьми Бога-Отца – Творца Ар и жили, руководствуясь заповедями Бога-Отца (Творца).

По ту сторону горы Масу-Масиса наxодится волшебный сад – Араратская долина.

Автор: Анжела Терьян Закончила исторический факультет Ереванского государственного университета, старший начуный сотрудник государственного музея истории Еревана.

 

Занимается исследованиями в области древней истории Армении, автор научных статей и книги «Культ бога Ар в Армении» (1995), над которой Терьян работала в течение 5 лет


 

13 Kramer S. N., The Sumerians, Chicago, 1963; Канева И ., Вестник Древней Истории, 1964, 4, с. 208.

14 Гавукчян М. Происxождение армянского народа, Монреаль, 1982 /на арм. яз./, 1982; Gavukchyan M., Armenia, Subartu and Sumer, Montreal, 1987, p. 65-72; Мовсисян А., Древнейш ее государство в Армении: Аратта /на арм. яз./, Ереван, 1990.

15 Беросс, Вавилонская история, книга 2, F4a, (Եիսեբի Պամփիլեաց Կեսարացիոյ, Ժամանակագրականք, մասն Ա, Վենետիկ, 1818).

16 Мовсес Хоренаци, 1981, с. 29 (глава Զ).

17 Мовсес Хоренаци, 1981, с. 2 3 (ԺԲ).

18 Есть исследователи, которые отрицают существование Бога Ар, аргументируя это тем, чт о вдрев нейшиx пись менныx источникаx нет упоминаний о боге с таким именем. В этом случае вспомним, что имя Бога Ар (Ара) относится к глубокой древности.

Старейшие письменные источники датируются эпоxой конца IV – начала III тысячелетия до н.э., между т ем принято считать, что современная цивилизация имеет приблизительно 14-15-тысячелетнюю историю.

Следовательно, по причине глубокой древности имени Бога-Творца (Арарич) – Ар, с которым связано сотворение человек а, в письменныx источникаx могло и не быть. Однако начинающиеся на Ар имена древниx богов Передней Азии, в частности индоевропейцев (Ару ру, Ара Прекрасный, Арамазд, Арма, Арес, А рас), позволяют утверждать, что имя Бога-Творца не случайно звучало именно так.

19 Мифы народов мира, Москва, 1988, т. 1, с. 52; 1991, т. 2, с. 636.

20 Платон, Республика, XI (X. 614).

21 Некоторые исследователи трактуют имя Бога Ар иначе (не как свет) или вовсе его не принимают. Однако аргументов в пользу сказанного так много и они настолько убедительны, что дискутировать с авторами, которые пытаются их игнорировать, не имеет смысла.

22 Книга псалмов, глава 8 9, 6. /28,1/: В Библии понятие <Сыновья Бога> трактуется как <Ангелы Божьи>, а в другом случае — < Сыновыя Бога> относится человечеству /Лук а, 3, 38, <Возвращение блудного сына>/.

23 Самоназвание армянского народа hay (hai, հայ) связывают с и менем покровителя Матери-Земли H aia (Hay a, Энки, также Эа). По мифологии Междуречья /шумерская, аккадская/ бог Haia имел активное участие в сотворении человека /<Энки и Нинмах>, <Атрахасис>/. После создания человека, H aia путешествует и учит людей жить на Земле /«Энки и Мировой порядок» или «Энки и мироздание»/.

Поднимаясь по рекам Тигрис и Евфрат / Армянское нагорье, Арат та- Армени я/, Haia даëт людям знания, создаëт условия для благополучной жизни /даëт мотыгу, сох у, учит создать предметы из глины, обрабатывать металл, строить дома и города…/. Можно предполагать, что разговорная речь тоже дана людям богами.


Древние греки считали Армению центром мира

Древние греки считали Армению центром мира

Армения являлась центром мира согласно древним грекам.

«Армянское нагорье стоит на одинаковом расстоянии от Чёрного и Каспийского морей на севере, а также между Персидским заливом и Средиземноморьем на юге.

С первым оно соединено по Акампсису, со вторым по Араксу, с третьим по Тигру и Евфрату, последний из которых также служит выходом к странам на Средиземноморском побережье.

Источник: Cyclopædia of Biblical, Theological, and Ecclesiastical Literature (1894)

 

Древние греки считали Армению центром мира

Армения — Карта согласно Эратосфену — 276 – 194 до н. э.

 

Древние греки считали Армению центром мира

Армения — Карта мира согласно Посидонию — 139 – 50 до н. э.

 

Древние греки считали Армению центром мира

Армения — Мир согласно Страбону — 64 до н. э. – 23 н. э.

 


Геродот о торговле между Арменией и Вавилоном

 

Греческий историк Геродот (около 450 г. до н.э.) в своей работе «Истории»: I: 194 содержит некоторые детали торговли между Арменией и Вавилоном:

«Но величайшее чудо всех вещей на земле после самого города, на мой взгляд, это то, о чем я собираюсь рассказать: их лодки, которые идут по реке в Вавилон, круглые и сделаны из кожи.

Они делают ребра для лодок из ивы, которые они добывают в своей земле армян, живущих выше ассирийцев, а вокруг ребер, снаружи, они протягивают шкуры, которые служат в качестве корпуса.

Натянутая кожа не влияет на плавучесть и делает лодку как щит. После всего они укладывают всю лодку соломой и трамбуют ее, чтобы она не мешала полной загрузке. По большей части эти лодки перевозят бочки наполненные вином.

Лодка держится прямо двумя веслами, которые управляются рулевыми, стоящими в вертикальном положении, передний рулевой работает веслом направляя лодку, а задний рулевой толкает лодку.

Некоторые из бочек очень большого размера, некоторые поменьше, причем наибольшие из них имеют вес в пять тысяч талантов; и у каждой из них есть поддон.

По прибытию в Вавилон, после разгрузки, они продают на аукционах деревянные ребра лодки и всю солому.

Обратно в Армению они отплывают на лодке только из шкур. Из-за сильного течения реки невозможно каким-либо образом отплыть, и по этой причине они делают свои лодки не из древесины, а из шкур.

Затем, когда они возвращаются назад в Армению, они делают другие лодки таким же образом.


Армения — Мир согласно Страбону — 64 до н. э. – 23 н. э.

Древние греки считали Армению центром мира

Армения — Мир согласно Страбону — 64 до н. э. – 23 н. э.

Армянское нагорье


АРМЕНИЯ И ВЕЛИКАЯ АРМЕНИЯ ВИСТОРИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ КОНЦЕПЦИИ СТРАБОНА



 

=== result ===
Click on icons for more info